|
История корпорации Sony.
|
В октябре 1999 года ушел из жизни Акио
Морита, легендарный основатель
корпорации Sony. Шесть лет до этого, в
ноябре 1993 года, играя в теннис, Морита
неожиданно потерял сознание. Врачи
диагностировали кровоизлияние в мозг и
запретили ему работать. Морита оказался
прикован к инвалидному креслу, но по-прежнему
возглавлял корпорацию, хотя уже не мог
работать как раньше. Тем не менее ничто
не могло сломить его жизнелюбие, и он
продолжал играть в теннис - правда,
настольный. Но годы брали свое (японцу
было уже 78 лет). Осенью этого года Морита
заболел тяжелой формой пневмонии, и 21
октября его не стало.
Морита стал легендой еще
при жизни. У основателя Sony было
множество амплуа: физик, инженер,
изобретатель, бизнесмен, спортсмен (в
течение 30 лет каждый вторник, ровно в 7.30
утра, бодрый и подтянутый председатель
Совета директоров Sony Corporation появлялся на
корте; а еще плавание с аквалангом,
виндсерфинг, водные лыжи...).
Благодаря деятельности
Акио Мориты и его компаньона Масару
Ибуки надпись "Made in Japan" стала
своеобразным гарантом качества.
Блестящий менеджер, Морита сделал
огромный вклад в то, что Япония стала
своего рода торговой маркой, брэндом,
который признан во всем мире. Можно
сказать, что с экономической точки
зрения все, что "сделано в Японии",
хорошо продается - от цифровых
диктофонов Sony и портативных видеокамер
с оптическим вариообъективом до сладко-горького
парфюма Yohji от Ямамото и одежды японских
кутюрье (Такада Кензо, Рэи Кавабуко,
Иссей Мияке, Йодзи Ямамото). И в этом
немалая заслуга бизнесменов, за десять
лет восстановивших разрушенную войной
экономику Японии, - Акио Мориты и Масару
Ибуки (Sony), Тосио Юэ, Коносуке Мацуситы
(Panasonic) и других.
Сейчас корпорация Sony
входит в пятерку ведущих торговых марок
мира вместе с компаниями Coca-Cola, Eastman Kodak,
Gillette и McDonald's. Все эти промышленные
гиганты, кроме McDonald's, были созданы либо в
конце прошлого века, либо на рубеже
веков. А вот история японской корпорации
Sony насчитывает всего 50 лет с небольшим.
Отцы-основатели компании начинали с
маленькой мастерской в полуразрушенном
послевоенном Токио. На сегодняшний день
Sony - одна из самых быстроразвивающихся
компаний в мире; даже во время
экономических кризисов ее акции
продолжают расти в цене, а специалисты
оценивают стоимость Sony в 37,5 миллиарда
долларов. Согласно опросу, проведенному
статистическим центром Харриса, для
американцев Sony является торговой маркой
№1, опережая марки Coca-Cola и General Electric.
Узнав об этом, Акио Морита сказал: "Я
же знал, что в конце концов Sony станет
американской маркой".
Сакэ и
физика
Акио Морита родился 26
января 1921 года в Нагое, в семье почтенных
винокуров. Его предки зарабатывали на
жизнь тем, что делали сакэ - рисовую
водку; поэтому и родители Акио Мориты
рассчитывали со временем передать ему
семейное дело. Акио был старшим сыном, а
в тогдашней Японии почти все дети
торговцев и предпринимателей шли по
стопам отцов. Однако Акио не желал
изучать древнее мастерство и варить
сакэ, как это делали все его
родственники до пятнадцатого колена
включительно. На дворе был XX век, и
мальчика интересовали математика и
физика. Как ни странно, отец одобрил
решение сына и разрешил ему следовать
своим путем.
Окончив школу, Акио
поступил на физико-технический
факультет Императорского университета
в Осаке. Молодого физика отличали острый
ум, живое воображение и легкость в
общении. В 1944 году Акио Морита получил
диплом. Затем его призвали на военную
службу - он попал в морскую пехоту и даже
получил офицерское звание. А через
несколько месяцев ему пришло
приглашение на работу в городок
Йокосуко, в авиационные
исследовательские лаборатории "Компании
точных инструментов Японии". Директор
компании Масару Ибука был весьма
заинтересован в талантливых молодых
ученых и, просматривая списки
выпускников Университета, обратил
внимание на Акио Мориту.
Военные
заказы
Масару Ибука появился на
свет 11 апреля 1908 года в городке Никко,
префектура Точиги. В 1933-м он окончил
Школу инженерного искусства при
Университете Васеда в Токио.
Однокурсники дали ему прозвище "гений-изобретатель".
Еще будучи студентом, Ибука стал автором
ряда довольно крупных изобретений, а в
год окончания университета получил приз
на Всемирной промышленной выставке в
Париже. Некоторое время он работал в
технологическом отделе одной компании,
которая производила кино- и фотопленку.
Вскоре Ибука основал собственную
компанию, которая разрабатывала
термические системы наведения и
портативные устройства ночного видения
для военного ведомства (некоторые из его
сотрудников даже имели воинские звания).
Сотрудничество с Моритой оказалось для
него очень плодотворным: молодой физик
уступал Ибуке в опытности, зато был щедр
на идеи. Дела "Компании точных
инструментов" шли в гору.
Между тем Страна
восходящего солнца проигрывала в войне.
Позже Морита так напишет об этом в своей
автобиографии: "В Токио
функционировала лишь десятая часть всех
дорог. Только 60 автобусов и несколько
автомобилей и грузовиков оставались на
ходу. Большинство из них пришлось
перевести на другое топливо - дрова и
древесный уголь, потому что бензин
давным-давно кончился. В городе
свирепствовали болезни; количество
больных туберкулезом среди населения
достигло 22%. В больницах не хватало
бинтов, простыней, йода и
дезинфицирующих препаратов. Полки
магазинов были пусты, в продаже
оставались только совершенно ненужные
вещи, вроде смычков для скрипок или
теннисных ракеток". Для поднятия духа
японцев в уцелевших кинотеатрах
показывали документальные фильмы-хроники,
например "Битву за Рабаул"
режиссера Сюдзи Тагути. Но помогало это
мало. Американские "летающие крепости"
B-29 сбрасывали на Токио зажигательные
бомбы. Во время одного из авианалетов
сгорел целый район города - Дзи-югаока. 2
сентября 1945 года на борту авианосца "Миссури"
был подписан договор о безоговорочной
капитуляции Японии. В Токио вошли
американские оккупационные войска.
Оборонные заводы были закрыты, многие
компании, сотрудничавшие с
правительством, разорились. Предприятие
Масару Ибуки постигла та же участь. Все
его сотрудники оказались на улице. Акио
Морита некоторое время зарабатывал на
жизнь тем, что читал лекции в Токийском
технологическом институте, но вскоре
оккупационное правительство запретило
бывшим офицерам преподавать в
государственных учебных заведениях, и
Морита был вынужден уволиться. Ибука
устроился в маленькую мастерскую по
ремонту электрооборудования.
Все сначала
Собственно история
корпорации Sony началась 7 мая 1946 года в
Токио, на втором этаже полуразрушенного
в ходе бомбардировки магазина готовой
одежды. Однажды Масару Ибука и Акио
Морита встретились на улице. Денег у
Мориты не было, но было присутствие духа.
Бывшие коллеги решили начать все
сначала и основать собственное дело. Они
скинулись (причем Морите пришлось
занять часть денег у своего отца,
который по прежнему успешно торговал
сакэ - во время войны сакэ выдавали
только по специальным карточкам людям,
уходившим на фронт) и открыли фирму с
уставным капиталом в 84500 йен (375 долларов
по тогдашнему курсу). В компании, которая
получила гордое название "Токио Цусин
Когио Кабусики Кайса" ("Токийская
телекоммуникационная инженерная
компания"), работало всего-навсего 20
человек - инженеры, работавшие некогда в
"Компании точных инструментов".
Поначалу красивое название было всего
лишь вывеской - о высоких технологиях
и
телекоммуникационных системах в "Токио
Цусин Когио" и речи не было: бывшие
оборонщики производили жаровни для риса,
вольтметры и электрогрелки. В 1949 году
Ибука запатентовал магнитную ленту для
записи звука. Для ее изготовления
использовали... ватман, который нарезали
узкими длинными полосами и вручную
покрывали особым составом. Затем
компания выпустила магнитофон G-Type -
громоздкое и несовершенное творение,
которое, тем не менее, послужило
прообразом всех современных
стереосистем.
![](http://innovatory.narod.ru/sony_tape.gif) 1950
Магнитная
лента |
![](http://innovatory.narod.ru/sony_recorder.gif) 1950
Магнитофон
G-Type |
![](http://innovatory.narod.ru/sony_tr-55.gif) 1955
Транзисторный
радиоприемник TR-55 |
![](http://innovatory.narod.ru/sony_tv8-301.gif)
1960
Первый
транзисторный телевизор TV8-301 |
![](http://innovatory.narod.ru/sony_cv-2000_s1965.gif) 1965
Первый
видеомагнитофон CV-2000 |
![](http://innovatory.narod.ru/sony_kv-1310_s1968.gif)
1968
Первый
цветной телевизор Trinitron KV-1310 |
Успех пришел, когда Ибука
и Морита купили у американской компании
Western Electric лицензию на производство
транзисторов. В мае 1954 года "Токио
Цусин Когио" выпустила первый
японский транзистор, а чуть позже Ибука
и Морита изобрели первый портативный
радиоприемник TR-2 (TR-1 назывался
малопопулярный американский
транзисторный радиоприемник). Так в
активе компании появилась собственная
торговая марка. Надо сказать, что
впервые транзистор был разработан в
исследовательских лабораториях
компании Bell (ее основателем был
изобретатель телефона Александер Грэм
Белл), но никто не додумался
использовать его для радиоприемников. В
то время как американцы рассматривали
возможность применения транзисторов в
военной промышленности, Ибука
конструировал невинное бытовое радио. В
1971 году в интервью американскому
еженедельнику Time, Акио Морита заметил:
"Я знал тогда - мы сумеем прорваться на
рынок США, но для этого нам придется
сделать что-то такое, чего еще никто не
делал".
Транзисторные
радиоприемники пользовались
необыкновенным спросом, и Ибука
разработал еще две новинки с
применением транзистора - телевизор с 8-дюймовым
экраном и бытовой видеомагнитофон. В 1956
году Акио Морита пригласил в "Токио
Цусин Когио" Рэйону (Лео) Эсаки,
выпускника физико-математического
факультета Университета Васеда. Эсаки,
будущий лауреат Нобелевской премии в
области физики, изучал квантовые
свойства материи и изобрел так
называемый "диод Эсаки". Едва
познакомившись с юношей, Морита понял:
перед ним - один из самых интересных и
нестандартно мыслящих людей, которых он
встречал. Мы знаем, что Морита не ошибся.
Сейчас Рэйона Эсаки входит в число
крупнейших ученых-физиков мира. Приход
такого специалиста дал компании
возможность обогнать всех своих
конкурентов. Компания выходила на
американский рынок.
История
звука
В 1958 году "Токио Цусин
Когио Кабусики Кайса" сменила
название на Sony. Морита давно говорил:
чтобы утвердиться на мировом рынке,
нужно другое название - простое,
короткое, легкое для произношения,
запоминающееся. А вместо иероглифов
можно использовать интернациональную
латиницу. В каком-то словаре Ибука и
Морита нашли латинское слово "sonus" -
"звук". Слегка модернизировав его,
они придумали компании новое название -
Sony, созвучное и английскому
фамильярному слову "sonny", что значит
"сынок" (словечко подцепили у
американских солдат уличные мальчишки,
и оно прочно вошло в лексикон
послевоенного поколения).
В 1963 году Sony представила
свои акции на Нью-Йоркской фондовой
бирже. Она оказалась первой японской
компанией, попавшей в списки NYSE (New York Stock
Exchange). Чтобы добиться более прочного
положения на американском рынке, Акио
Морита переехал в Соединенные Штаты и
вскоре перевез туда всю свою семью.
Обосновавшись в Нью-Йорке на
фешенебельной Пятой Авеню, Морита
временно стал американцем. Таким
образом он стремился понять специфику
американского бизнеса, особенности
рынка, традиции и характер американцев.
Общительный и остроумный японец легко
завязал знакомства в деловых кругах Нью-Йорка.
Он понял, чего не хватает его компании -
открытости. Традиционная замкнутость,
непроницаемость японской культуры
снижала эффективность его
управленческих решений. Новый взгляд на
западный бизнес, взгляд изнутри,
позволил Морите соединить в своей
политике опыт Востока и Запада, японскую
вдумчивость, централизованность и
европейскую открытость.
В 1968 году в лабораториях
Sony был сделан первый цветной телевизор
Trinitron, затем открылись торговые
представительства и предприятия в США,
Великобритании, Германии. Строились
фабрики и заводы - в Сан-Диего, Бридженде,
росло количество служащих и сотрудников
(сейчас на предприятиях Sony трудится 173
тысячи человек).
Эпоха рок-н-ролла
Морита был настоящим
трудоголиком и требовал такой же
самоотдачи от своих сотрудников. При
этом круг его интересов не
ограничивался делами корпорации: Морита
любил живопись и музыку, особенно
Бетховена, занимался спортом и
внимательно следил за успехами
знаменитых теннисистов. А еще Морита
писал книжки, из которых самой
популярной стала его автобиография "Сделано
в Японии: Акио Морита и Sony" ("Made in Japan:
Akio Morita and Sony", New York, 1988).
В начале 1960-х, с
появлением рок-н-ролла, молодежь стала
больше слушать музыку. Морита часто
наблюдал, как его дети с утра до вечера
слушают "Битлз", Литтл Ричарда и
Элвиса Пресли. И не только тинейджеры:
даже взрослые японцы теперь покупали
дорогие стереосистемы для автомобилей и
брали с собой на пикник или на пляж
большие и тяжелые магнитофоны. И хотя
отдел новых технологий принципиально не
хотел выпускать магнитофон без
записывающей функции, Морита настоял на
своем. Так появился портативный плейер
Walkman, бестселлер конца 1970-х. Сочетание Sony
Walkman показалось менеджерам не очень
удачным, и они придумали несколько
вариантов названия для Европы и Америки:
Freestyle для шведов, Stowaway для
Великобритании и Soundabout для Соединенных
Штатов. Однако уровень продаж сразу упал
- торговая марка перестала узнаваться, и
Морита опять унифицировал название.
Правильность его решения была сразу
подтверждена новым ростом прибыли.
![](http://innovatory.narod.ru/sony_sl6300_s1975.gif) 1975
Первый
домашний кассетный видеомагнитофон
SL-6300 |
![](http://innovatory.narod.ru/sony_walkman.gif) 1979
Первый
портативный плейер TPS-L2 |
![](http://innovatory.narod.ru/sony_floppy.gif) 1980
Первый
прототип компакт-диска |
![](http://innovatory.narod.ru/sony_bvm-1_s1982.gif) 1982
Видеокамера
BVM-1 |
![](http://innovatory.narod.ru/sony_cdp-101_s1983.gif) 1982
Первый CD
плейер CDP-101 |
![](http://innovatory.narod.ru/sony_d-50_s1984.gif)
1984
Портативный CD
плейер D-50 |
В 1982 году Sony Corporation
выпустила на рынок первый компакт-диск.
Самый привычный для человека 1990-х годов
носитель информации, компакт-диск
первоначально предназначался только
для записи звука, переведенного в
цифровой формат. Стандартная емкость
CD-ROM'а в 640Мб была определена довольно
любопытным способом. Морита провел
маркетинговое исследование, в ходе
которого выяснилось, что среди
потенциальных покупателей CD-ROM'а
большинство составляют поклонники
классической музыки, готовые ради
высокой точности воспроизведения
раскошелиться на отнюдь не дешевый
компакт-диск. А на японском музыкальном
рынке среди прочей классики абсолютным
лидером по продажам является Девятая
симфония Бетховена, исполнение которой
занимает 73 с половиной минуты.
Пересчитав 74 минуты 16-битного
стереозвука на байты, инженеры Sony и
получили емкость в 640Мб.
В конце 1980-х Sony вошла в мир
шоу-бизнеса и киноиндустрии: в январе 1988
года корпорация приобрела студию
звукозаписи CBS Records Inc., позже
преобразованную в Sony Music Entertainment. А
совсем недавно купила киностудию Columbia
Pictures, одну из самых крупных киностудий
Америки.
Философия
Sony
Если Ибука, крупный
изобретатель и неплохой дизайнер, был
одновременно замечательным теоретиком
и практиком, то Акио Морита был именно
деловым человеком, гениальным
менеджером. Ибука тонко улавливал
требования рынка и разрабатывал как раз
то, в чем рынок нуждался в данный момент.
А Морита занимался продвижением новых
изобретений на рынке. Ему было уже за
тридцать, когда он начал учить
английский, и вскоре он уже мог свободно
вести переговоры с западными партнерами.
Недавний физик-теоретик, Морита
разбирался в бизнесе не хуже
дипломированных специалистов по
менеджменту и маркетингу, демонстрируя
деловую хватку и природное чутье. Людей,
подобных Акио Морите, на Западе называют
"visionary". У этого слова много
значений, среди которых "мечтатель,
фантазер, мистик, провидец". В истории
компании было немало случаев, нередко
почти анекдотических, когда Морита
благодаря интуиции и здравому смыслу
находил выход из, казалось бы,
совершенно безвыходных положений и
сполна использовал неожиданно
открывавшиеся возможности.
Вернемся в 1946 год.
Партнеры только что зарегистрировали
свою компанию, и Масару Ибука предложил
написать что-то вроде устава будущего
предприятия. Морите предложение
понравилось, и вскоре эти тезисы были
опубликованы в специальном издании. Вот
что писал Ибука: "Мы никогда не будем
получать доход нечестным путем. Мы
сосредоточимся на производстве сложных
устройств, которые будут приносить
пользу обществу. Мы не будем делить нашу
продукцию на механическую и электронную,
но постараемся применять наши знания и
опыт одновременно в обеих областях. Мы
предоставим полную независимость тем
предприятиям, которые будут с нами
сотрудничать, и будем стараться
укреплять и развивать отношения с ними.
Мы будем отбирать служащих на основе их
способностей и личных качеств. В нашей
компании не будет формальных постов. Мы
будем выплачивать нашим сотрудникам
премии, пропорциональные доходам,
полученным в результате их деятельности,
и приложим все усилия, чтобы обеспечить
им достойное существование".
Все это можно было бы
принять за риторику, красивую и ни к чему
не обязывающую. Однако корпоративная
политика Sony подтверждает, что тезисы 1946
года не были пустыми словами. Например,
при приеме на работу представители Sony не
обращают внимания на успеваемость и
диплом кандидата. Акио Морита настаивал
на том, что личные качества, талант и
оценки никак между собой не связаны. Он
даже написал книжку под названием "Оценки
ничего не значат". До некоторого
времени Морита даже лично проводил
интервью с претендентами на тот или иной
пост в корпорации. Рэй Стайнер (Ray Steiner),
исполнительный директор корпорации Sony,
так вспоминал об Акио Морите: "Мне
часто казалось, что он принимает
необдуманное решение, но потом я понимал,
что он предусмотрел все давным-давно".
Такая система была
совершенно нетипичной для азиатского
бизнеса. Традиционно и в Японии, и в
Южной Корее, и в Таиланде в деловых
кругах действовала очень жесткая схема
при наборе персонала. Во-первых,
бизнесмены открыто предпочитали не
брать людей со стороны, а иметь дело с
родственниками и знакомыми, особенно
если речь шла о руководящих должностях;
во-вторых, огромное значение имели
формальные показатели, вроде
сертификатов и жалованья на прежнем
месте работы. Заслуга Акио Мориты
состоит в том, что он сломал эти
стереотипы: открытые конкурсы вакансий
стали в Sony традицией, а менеджменту
Мориты стали учиться и другие
бизнесмены.
Среди прочих принципов
Акио Мориты был и такой: "Прежде всего
мы стремимся создать достойные условия
работы талантливым специалистам,
которые хотят выполнить свой долг перед
обществом. Если нам удастся объединить
наших сотрудников в единое целое, то все
вместе мы добьемся блестящих
результатов, несмотря на несовершенство
технических средств и нехватку рабочей
силы". Очевидно, что это удалось.
Практически с самого
начала своего существования
корпоративная политика Sony удачно
сочетала чисто японские черты -
продуманность, централизованность,
требовательность к себе и партнерам,
настойчивость и неформальный подход к
делу - с традициями западноевропейского
бизнеса - открытостью, свободной
внутренней структурой, системой бонусов
и поощрением инициативы. И классическая
система "зайбатсу" (семейные
японские бизнес-гиганты) в сочетании с
предприимчивым протестантским духом
дала свои плоды.
Полина Адеянова
сайт Олигарх
|